Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 0 из 25 возможных || в базе запросов: 45645

О проекте

Положение о виртуальной справочной службе (ВСС) Российской национальной библиотеки "Спроси библиографа"

ВСС - онлайновая справочная служба РНБ, выполняющая разовые запросы удаленных пользователей, связанные с поиском информации по всему спектру тематических направлений. ВСС работает в соответствии с Положением о службе.
1. Общие положения.
ВСС является службой национальной библиотеки, что определяет основные принципы ее работы:
- oбщедоступность и бесплатность для всех пользователей;
- универсальный характер принимаемых запросов;
- приоритетность выполнения тех запросов, которые не могут быть выполнены на базе других библиотек;
- оперативность выполнения запросов, зависящая от типов получаемых запросов;
- обязательность выполнения принятых к работе запросов и предоставление ответов даже в случае отсутствия требуемой информации;
- строгость и лаконичность межличностного взаимодействия персонала и удаленных пользователей при обслуживании пользователей;
- конфиденциальность информации о пользователях.
2. Категории пользователей - обслуживаются все пользователи, обратившиеся в службу, не зависимо от их возраста, уровня образования и места проживания, а также не зависимо от того, являются ли они читателями РНБ или нет.
3. Типы принимаемых запросов.
3.1. Запросы о наличии конкретных отечественных и иностранных изданий, хранящихся в фондах РНБ и других российских и зарубежных библиотек; запросы, связанные с уточнением недостающих библиографических данных в издании; запросы о наличии электронной копии (версии) изданий.
3.2. Тематические запросы (подбор литературы по теме), выполнение которых не влечет за собой сложного библиографического поиска;
3.3. Фактографические запросы (поиск информации о персоне, событии, географическом объекте), не предусматривающие сложный библиографический поиск.
4. Тематика принимаемых запросов.
4.1. Принимаются тематические запросы по социально-экономической, гуманитарной, медико-биологической и технической тематике.
5. Предоставляемые услуги.
5.1. Ответ на запрос пользователя:
5.1.2. Информация о наличии издания в той или иной библиотеке РФ и мира; недостающие библиографические данные в указанном пользователем издании; ссылка на электронную копию интересующего издания.
5.1.3. Список литературы по заявленной теме с указанием источника получения информации (от 10 до 15 библиографических записей);
5.1.4. Методическая рекомендация по самостоятельному поиску информации.
5.1.5. Фактографическая информация.
5.1.6. Библиографическая консультация по использованию библиотечных ГОСТов, применяемых при составлении библиографических списков, методике библиографирования.
5.1.7. Ориентирующая консультация и справка по РНБ, её услугам и ресурсам.
5.2. Самостоятельное использование открытого Архива выполненных запросов ВСС РНБ для поиска необходимой информации.;
5.3. Возможность самостоятельного поиска информации в БД выполненных запросов, генерируемой по мере поступления запросов;
5.4. Возможность обращения к виртуальным справочным службам библиотек и экспертным справочным службам в сети Интернет на основе постоянно поддерживаемого путеводителя, размещенного на веб-сайте ВСС;
5.5. Возможность обращения с запросами, не принимаемыми ВСС, в соответствующие отделы РНБ (через систему ссылок на веб-сайте ВСС):
- сложные запросы по различным тематическим направлениям - ИБО ( ИСЦ - на платной основе);
- запросы по генеалогии - Институт генеалогических исследований РНБ;
- запросы по картографическим изданиям - отдел картографии РНБ;
- запросы по НТ и ТД - отдел НТ и ТД и т.д.
6. Сроки выполнения запросов.
6.1. Запросы выполняются в течение 2-х рабочих дней;
7. Ресурсная база обслуживания.
7.1. Используется традиционный справочно-поисковый аппарат библиотеки, система электронных каталогов РНБ, ресурсы Интернет, а также приобретаемые РНБ по подписке библиографические и полнотекстовые БД;
7.2. Общедоступный Архив выполненных запросов ВСС РНБ;
7.3. При выполнении запросов автоматически генерируется общедоступная БД выполненных запросов.
8. Режим и порядок работы службы.
8.1. Запросы принимаются в течение всей рабочей недели (понедельник - пятница) и выполняются в порядке их получения. В выходные и праздничные дни запросы не принимаются.
8.2. Количество принимаемых запросов в день не ограничено.
9. Основные ограничения.
9.1. Не выполняются запросы, связанные с предоставлением информации развлекательного характера (решение кроссвордов, участие в интеллектуальных играх, викторинах и др. конкурсов).
9.2. Не выполняются запросы, связанные с предоставлением информации обучающего характера (поиск и предоставление готовых рефератов, курсовых работ, дипломных работ).
9.3. Не осуществляется отправка электронных копий изданий из фондов РНБ.
9.4. В рамках одного запроса рассматривается только одна тематическая, фактографическая или библиографическая справка.
9.5. Запрещается использовать ВСС РНБ для размещения любой информации рекламного характера.
9.6. Сотрудники ВСС РНБ не несут ответственность за возможную нелегальность контента ресурсов Интернета, предоставляемых в ответах на запросы.
9.7. Не выполняются запросы, сформулированные неэтично.
9.8. Язык принимаемых запросов - русский, английский.